Что говорит закон
В соответствии с ч. 5 ст. 4 АПК РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров/других сделок/вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда только после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию.
Срок – по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и/или порядок не установлены законом или договором.
Иные споры из гражданских правоотношений передают в арбитражный суд после соблюдения досудебного порядка, только если он установлен федеральным законом или договором.
Экономические споры из административных и иных публичных правоотношений могут быть переданы в арбитражный суд после соблюдения досудебного порядка, если такой порядок установлен федеральным законом.
При обращении в суд лицо обязано подтвердить соблюдение претензионного порядка, указав на это в исковом заявлении, заявлении и приложив соответствующие документы.
При этом соблюдение досудебного порядка не нужно по делам, в отношении которых в АПК РФ закреплены особенности их рассмотрения:
- установление фактов, имеющих юридическое значение;
- присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
- несостоятельность (банкротство);
- корпоративные споры;
- защита прав и законных интересов группы лиц;
- приказное производство;
- выполнение арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов;
- признание и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
- если иное не предусмотрено законом – при обращении в арбитражный суд прокурора, госорганов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Особенности и виды досудебного урегулирования споров
Прибегнуть к процедуре досудебного урегулирования споров могут все участники процесса, при этом абсолютно не важно, как поведет себя вторая сторона процесса. В этом случае важно доказать в суде сам факт попытки примирения, в противном случае судья в рассмотрении дела может отказать.Согласно положениям 1-й статьи Федерального закона №47 (последняя редакция увидела свет 23 июля 2016г.), досудебный порядок урегулирования споров в обязательном порядке предполагается в подавляющем большинстве случаев, за редким исключением. Закон предполагает пути выхода из конфликтной ситуации:
- претензионное урегулирование
- урегулирование спора на основе достигнутых договоренностей
При вступлении в договорные отношения участники процесса должны, в первую очередь, правильно составить договор о сотрудничестве. В нем должны быть рассмотрены все спорные моменты и варианты решения гражданского спора, в случае возникновения такового. Юридическая практика показывает, что далеко не всегда нарушение договоренностей происходит умышленно.
В случае же возникновения непониманий, подписанты должны собрать документальную базу, доказывающие наличие благих намерений и желание найти пути примирения еще до обращения в суд.Все документы, подтверждающие факт попытки решить вопрос без вмешательства судей, должны быть сохранены.
Все документальные доказательства должны быть приложены к исковому заявлению до попадания материалов в суд, в противном случае судья может отказать в рассмотрении иска. Далее юристы расскажут о том, в каких случаях возникший спор или может быть урегулирован без вмешательства служителей Фемиды, и когда это делать не обязательно.
Что такое досудебное урегулирование споров
Это комплекс процедур, решений и действий, которые помогут сторонам разрешить конфликт без подачи исков. Досудебный порядок является обычной практикой по всем видам сделок.
Участвовать в процедурах могут не только контрагенты по договору, но и иные лица — представители, юристы, медиаторы, поручители и т.д. Конечной целью досудебного взаимодействия является попытка уладить конфликт мирным путем, найти компромисс по спорным вопросам.
Досудебное урегулирование спора может включать направление претензий и уведомлений, переговоры и личные встречиДосудебное урегулирование — это попытка нахождения медиации или компромисса. Оно обязательно в случаях, предусмотренных договором или нормативными актами. Несоблюдение указанных требований повлечет оставление иска без движения.
Порядок урегулирования споров определяется по условиям договора, требованиям законодательства. Предметом досудебного разбирательства может быть:
- устранение нарушений по обязательствам, возмещение убытков, ущерба или вреда;
- изменение первоначальных условий сделки путем заключения доп. соглашений, новых договоров;
- определение сумм и правил выплат за неисполнение обязательств;
- подготовка документов и доказательства для предстоящей подачи исков.
Досудебный порядок вправе применять как организации, так и предприниматели, а также и физические лица. Если стороной сделки является государственный орган, он тоже может участвовать в досудебных процедурах. Перечень лиц, которые привлекаются для сопровождения процедур, контрагенты определяют на свое усмотрение.
По одной сделке могут неоднократно возникать разные споры. По каждому из них проводится отдельная процедура досудебного урегулирования.
При этом предметом одной претензии может быть сразу несколько нарушений, требований. Нередко у сторон возникают взаимные требования, которые можно снять в ходе переговоров, после обмена документами.
Плюсы и минусы для сторон спора
Законодательство описывает несколько случаев, когда нельзя подать иск в суд до завершения досудебного урегулирования. Несоблюдение процедуры повлечет оставление иска без движения, отказ в возбуждении дела.
Кроме соблюдения нормативных актов, преимущества урегулирования спора до суда могут заключаться в следующем:
- экономия денег, так как не придется подавать иск (например, не нужно оплачивать госпошлину, услуги юриста и т.д.);
- сокращение времени на урегулирование спора (дело в суде может длиться месяцами, тогда как переговоры и обмен документами займут намного меньше времени);
- возможность выбрать различные варианты урегулирования конфликта (при обращении с иском такого выбора не будет, так как решение принимает суд);
- возможность сохранить нормальные деловые отношения, продолжить сотрудничество.
Добиться указанных преимуществ можно, если обе стороны будут заинтересованы в мирном разрешении конфликта. Если контрагент по сделке отказывается вступать в переговоры, идти на уступки или устранять нарушения, процедура не принесет результата.
Но когда досудебный порядок обязателен по закону, направлять претензию придется даже при отказе второй стороны от взаимодействия.
Отказ идти на уступки и отсутствие взаимопонимания станут препятствием для успешного завершения любой досудебной процедуры. Также минусами внесудебного разбирательства спора может быть:
- затягивание сроков на возмещение ущерба, устранение нарушений, защиту прав;
- риски потери денег или имущества, если недобросовестный контрагент использует время на переговоры для вывода активов, совершения иных неправомерных действий;
- увеличение затрат для восстановления нарушенных интересов (например, если для оформления документов и посредничества привлекался сторонний юрист).
Порядок досудебного урегулирования можно согласовать уже на стадии заключения договора. Это нормальная практика, так как стороны будут заранее знать свои действия и возможные способы защиты.
Когда обязательно досудебное разбирательство
Материал по темеЗакон о защите должников 230-ФЗ. Что это? Гарантии неприкосновенности обычного человека или пустой звук?Закон «О коллекторах» создан для защиты должников от произвола в работе коллекторов и называется законом «О защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности»
Стороны обязаны пройти досудебное производство, если это изначально указано в договоре.
Например, там можно прописать, что до подачи иска сначала нужно направить претензию и дождаться ответа на нее.
Еще лучше, если в договоре будет указан точный срок и порядок отправки претензий и жалоб, получения ответов на них.
Можно ли считать попыткой досудебного урегулирования спора о возврате долга звонки банка клиенту с требованием вернуть этот долг? Да. Конечно, если они подкреплены записью звонка или же — уведомлением об отправке должнику корреспонденции.
Для организаций и ИП
Перечень случаев, когда для экономических споров обязательно требуется досудебное урегулирование, указан в ст. 4 АПК РФ, в других нормативных актах. Виды споров с досудебными процедурами в арбитражном процессе:
- взыскание средств, полученных второй стороной ввиду необоснованного обогащения;
- дела по административно-публичным правоотношениям;
- взыскание убытков за испорченный или утраченный груз в процессе оказания транспортных услуг;
- устранение нарушений по договору аренды с требованием расторгнуть договор;
- оспаривание кадастровой стоимости для объектов недвижимости, земельных участков.
Если участником спора является налоговый орган, досудебное обжалование нужно пройти при отказе в регистрации предприятия или ИП, при возражениях по акту проверки.
Для физических лиц
В ГПК РФ не содержится точный перечень ситуаций, когда нужно обязательно пройти досудебное урегулирование спора в гражданском процессе.
Но такие требования есть в некоторых других нормативных актах. Например, при защите прав потребителя претензионный порядок всегда строго обязателен. До подачи иска в суд общей юрисдикции нужно направить претензию, дождаться ответа или истечения срока на рассмотрение.
По некоторым видам споров потребителю нужно пройти двухэтапное досудебное урегулирование. Например, это требуется для возмещения вреда и ущерба по ОСАГО, если страховая компания отказывается выплатить компенсацию.
Сначала нужно подать письменную претензию в адрес страховщика. При отказе по претензии необходимо направить обращение финансовому уполномоченному.
Какую информацию несет в себе досудебная претензия
Претензионный досудебный порядок урегулирования споров невозможен без грамотной поддержки юриста. Во-первых, досудебная претензия – это специфический документ, от правильности составления которого зависит разрешение спора. Во-вторых, только юрист сможет подобрать нужные слова, чтобы мирным путем добиться от противоположной стороны решения проблемного вопроса.
Претензия должна содержать следующие элементы:- >В первом разделе должны быть указаны точные данные заявителя и оппонента.
- После шапки должна быть указана общая сумма денег, по поводу которой существует спор.
- Основная часть содержит описание сложившейся ситуации, со ссылкой на договор, который был заключен ранее.
- Далее идет важная часть, в которой нужно доступно описать суть нарушения ваших прав. Подкрепляя слова пунктами договора.
- Завершают претензию требования автора с обязательным сроком удовлетворения изложенной претензии.
- Личная подпись и дата – это обязательный атрибут документа, который подтверждает подлинность претензии.
Не лишним будет предоставление копии договора, с конкретными пунктами, которые нарушил ответчик. А также детальный расчет суммы долга. Если задолженность перечисляется на банковский счет, не лишним будет продублировать действующие реквизиты в банке, чтобы после не было проблем с перечислением денег.
Что может заменить претензию
Направление претензии – это не единственный способ досудебного порядка урегулирования споров. Возможны другие варианты, например проведение переговоров или медиация. В обзоре практики ВС от 22.07.2020 г., было отмечено, что можно использовать иную примирительную процедуру вместо претензии, если это указано в договоре.
В 2021 году Верховный суд поменял позицию, и теперь направление претензии может быть заменено другой примирительной процедурой, если спорящие стороны согласны, даже при условии, что соответствующий порядок не согласован в договоре (п. 20 Постановление Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18 )
Доказать соблюдение порядка досудебного урегулирования споров при использовании примирительных процедур вместо направления претензии могут следующие документы (п. 19 Постановление Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18 ):
- протокол разногласий;
- соглашение сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям;
- заявление об отказе от продолжения процедуры медиации.
Если стороны закрепили в договоре досудебный порядок урегулирования споров, и одна из сторон направила предложение о проведении примирительных процедур, на которое другая сторона не ответила в течение 30 дней или срока, установленного в претензии, то такое предложение считается отклоненным, а претензионный порядок соблюденным.
Что не считается претензией
Претензией не признают (п. 4 Постановления ВС № 18):
- уведомление о намерении обратиться в суд;
- требование нашедшего вещь о вознаграждении;
- извещение участников долевой собственности о намерении продать долю постороннему лицу;
- требование участников долевой собственности о выделе доли;
- требование о выселении в связи с нарушениями или прекращением права пользования жилым помещением;
- требование участника договора долевого участия (ДДУ) об устранении выявленных в период гарантии недостатков.
Таким образом, направление заинтересованным лицом сообщения информационного характера и/или являющегося основанием для обращения в суд, не признается досудебным порядком урегулирования спора.
Исчисление срока исковой давности при досудебном урегулировании
Течение этого срока приостанавливается на срок досудебного урегулирования, установленный законом или договором. А при отсутствии такого срока – на 6 месяцев.
При досрочном ответе на претензию течение срока давности приостанавливается до этого момента.
Особенности досудебного урегулирования некоторых видов споров
СИТУАЦИЯ |
ПОСЛЕДСТВИЕ |
Между сторонами спора есть разногласия по вопросу соблюдения претензионного порядка | Суд может принять иск к рассмотрению и разрешить их. Например, это возможно, когда перевозчик отказался рассматривать претензию со ссылкой на нарушение порядка ее подачи. |
Права по обязательству из финансовых услуг перешли от организации или ИП к потребителю | Последний может не соблюдать претензионный порядок |
Потребитель потребовал от финансовой организации уплатить штрафные санкции, но не заявил об этом при обращении к финансовому омбудсмену. | Потребитель не выполнил досудебный порядок. И не имеет значения, если требование об уплате основного долга он заявил в досудебном порядке. |
По общему правилу Закон о защите прав потребителей от 07.02.1992 № 2300-1 не предусматривает обязательный претензионный порядок |
Иное могут устанавливать только специальные законы. Например:
Условие договора об обязательном претензионном порядке по потребительским спорам ничтожно. |
Альтернативные решения
Досудебный порядок решения споров предусматривает и нестандартные ходы. Например, определенная сумма задолженности может быть погашена за счёт имущества заемщика, или долг может быть переведен на другое лицо, тогда уже ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательства переходит на другое лицо.
В любом случае, выше приведенные примеры это типовые способы решения юридических вопросов. Каждый конкретный случай требует детального рассмотрения юристами, поэтому не медлите и вовремя обращайтесь в компанию РосКо. Мы предоставим не только грамотную консультацию, но и сопровождение во всех ваших спорных делах.